План ликвидации разливов нефти

Разливы нефти или нефтепродуктов являются чрезвычайными ситуациями (ЧС) и классифицируются в зависимости от объема разлива нефти или нефтепродуктов как локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные.

Организации, эксплуатирующие опасные объекты, на которых обращаются нефть и/или нефтепродукты (Н и НП) должны в своей деятельности руководствоваться Планом ликвидации разливов нефти (Планом по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов или ПЛАРН).

ФедеральнПлан ликвидации разливов нефтиые нормы и правила в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» и «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» для опасных производственных объектов, на которых применяются нефть и нефтепродукты, предписывают разработку «Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов».

План по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) устанавливает порядок обеспечения постоянной готовности персонала организации и аварийно-спасательных служб; технических средств и финансовых ресурсов к предупреждению чрезвычайной ситуации по разливу нефти и нефтепродуктов и ликвидации ее последствий.

В зависимости от применяемых опасных веществ и географических характеристик местности прогнозируются масштабы ЧС. Предусматриваются меры по экологической защите окружающей среды и безопасности населения. Составляется график проведения операций по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Требования к составу, оформлению и вводу в действию ПЛАРН определены постановлениями Правительства РФ, приказами МЧС и МПР.

План ликвидации разливов нефти разрабатывается для ЧС различных уровней, которые определяются объемом разлива нефти и нефтепродуктов.
Объемы разлива определяются из нормативных документов, приведены в таблицах № 1, № 2 и № 3.

Таблица № 1 – Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов (приказ МПР России от 03.03.2003 г. № 156)

 

Оборудование

 

Вещество*

Количество, т
промышленные площадки территории населенных пунктов водоохранные зоны водных объектов прочие территории
с твердым покрытием без покрытия с твердым покрытием без покрытия
Разведочные и эксплуатационные скважины Н 40 20 30 15 3 7
Нефтепроводы и продуктопроводы Н 40 20 30 15 Любой факт разлива 7
ЛНП 30 15 20 5 3
Автоцистерны и железнодорожные цистерны Н и ТНП 10 5 5 3 Любой факт разлива 3
ЛНП 5 3 3 1 1
Крупнотоннажные стационарные хранилища Н 30 15 20 7 3 7
ТНП 40 20 30 15 5 15
ЛНП 20 7 10 5 1 5
Мелкотоннажные хранилища Н 10 5 6 2 Любой факт разлива 2
ТНП 20 7 10 5 5
ЛНП 10 5 6 0,5 0,5

* Примечание: ЛНП – легкие нефтепродукты, ТНП - тяжелые нефтепродукты, Н - нефть

Таблица № 2 – Определение Максимально возможный объем разлива Н и НП (ПП РФ от 21.08.2000 г. № 613):

Техническое устройство Максимально возможный объем разлива
Нефтеналивное судно 2 танка
Нефтеналивная баржа 50% от общей грузоподъемности
Стационарные и плавучие добывающие установки и нефтяные терминалы 1500 т
Автоцистерна 100% Vmax
Железнодорожный состав 50% V от общего количества цистерн в составе
Трубопровод при порыве 25% Vmax прокачки в течение 6 ч и объем Н и НП между запорной арматурой на аварийном участке
Трубопровод при проколе 2% Vmax прокачки в течение 14 дней
Стационарные объекты хранения НП 100 % Vmax емкости одного объекта хранения

Таблица № 3 − Сведения о разработке и согласовании ПЛАРН различных уровней

Уровень ЧС Объем разлива Н и НП Утверждение ПЛАРН Согласование ПЛАРН Срок действия ПЛАРН
Локальный От нижнего уровня до 100 т (в пределах территории объекта) Руководитель организации. Орган, специально уполномоченный решать задачи ГО и ЧС, в составе органа исполнительной власти местного самоуправления Соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти 3 года
Местный 100-500 т (разлив в пределах административной границы муниципального образования) или менее 100 т   (разлив, выходящий за пределы территории объекта) Руководитель организации. Территориальный орган МЧС России по субъекту РФ Соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти 3 года
Территориальный 500 -1000 т ( разлив в пределах административной границы субъекта РФ) или 100 - 500 т, (разлив, выходящий за пределы административной границы муниципального образования) Руководитель организации. Территориальный орган МЧС России по субъекту РФ Соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти 4 года
Региональный

1000 - 5000 т или 500 -1000 т

(разлив, выходящий за пределы административной границы субъекта РФ)

Руководитель организации. Министерство энергетики РФ. МЧС России. Органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Территориальное управление Ростехнадзора. МЧС России. Министерство сельского хозяйства РФ. Министерство природных ресурсов РФ. 5 лет
Федеральный Более 5000 т (разлив выходящий за пределы государственной границы РФ, а также разлив, поступающий с территорий сопредельных государств Руководитель организации. Федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности и МЧС России Региональные центры, соответствующие федеральные органы исполнительной власти 5 лет

По истечении указанных сроков ПЛАРН подлежит пересмотру.

План ликвидации разливов нефти пересматривается досрочно по решению организации или надзорного органа, утвердившей документ или на основании вновь принятых законодательных актов, касающихся разработки ПЛАРН.

Заказать план ликвидации разливов нефти Вы можете, связавшись с нами по телефону +7 (495) 973-41-73 или направив запрос по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.